Сериал "Плевако": Классика или карго-культ?
Сериал "Плевако", который был представлен зрителям в 2024 году под чутким руководством Анны Матисон, стал горячей темой для обсуждения и споров в культурной среде. На экране блистают такие звезды, как Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман и Мария Смольникова, что само по себе привлекает внимание. Однако за великолепным актерским составом и внешней привлекательностью скрывается противоречивое произведение, вызвавшее как шквал критики, так и непередаваемый интерес у зрителей. Погрузимся в мир "Плевако" и попробуем разобраться, что же на самом деле стоит за этим проектом.
Сюжет: лубок вместо исторической драмы
Сюжет сериала позиционируется как основанный на реальных событиях, однако с первых же кадров становится очевидным, что стремление к исторической достоверности отходит на второй план. История выдающегося юриста Фёдора Никифоровича Плевако преобразуется в яркий и зрелищный кинокомикс, наполненный боевыми сценами, мистическими элементами и странной романтикой. Главный герой, переименованный в Николая Фёдоровича (возможно, для удобства аудитории), предстаёт в роли современного супергероя, обладающего удивительными навыками — от паркура до кунг-фу, и даже мистического суперзрения.
Действие сериала начинается с абсурдной и комической сцены, в которой Плевако участвует в подпольных боях после погребения матери по языческому обряду. Вскоре он возвращается в Москву, чтобы вести громкое дело о убийстве аристократа. Каждая эпизодическая серия посвящена определённому судебному разбирательству, где главный герой демонстрирует свои дедуктивные способности, обширные знания и умение воссоздавать трёхмерные проекции из прошлого. Это наполняется акробатическими трюками и флешбэками, создавая уникальный, но абсурдный мешанину исторического фарса и элементов стилевых экшн-фильмов.
Историческая достоверность: жертва постмодернизма
Одной из основных причин для критики "Плевако" становится его вольное обращение с историческими фактами. В сериале антагонистом выступает обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который странным образом вмешивается в уголовное дело, что выглядит несуразно, поскольку Святейший Синод не имел отношения к уголовному судопроизводству. Кроме того, постоянно происходящее пересечение персонажей в Москве создает дополнительные вопросы, поскольку реальная служба Победоносцева находилась в Санкт-Петербурге. Очевидно, что авторы не потрудились изучить историческую реальность, полагая, что в XIX веке между двумя столицами курсировал некий аналог современного скоростного поезда.
Также мы встречаем предпринимателя Демидова, который здесь изображён как карикатурный злодей, лишь подтверждающий драмы с психологическим насилием. Такой образ лишает персонажа многослойности и переводит его в категорию шаблонного антагониста, который лишь выделяет добродетельные качества главного героя.
Проблемы адаптации: западные штампы на русской почве
Сравнение с западными фильмами и сериалами становится неминовым. В отличие от тех успешных проектов, что грамотно адаптируют исторические сюжеты, как например "Линкольн" или "Банды Нью-Йорка", "Плевако" напоминает плохо переведённый комикс. Попытка подражать современным трендам лишь приводит к появлению нелепых штампов. Например, помощник Плевако постоянно вводит английские слова в свои реплики, а сам герой выставляет свою калмыцкую идентичность с чрезмерным пафосом, который может вызвать зависть у любого супергероя Marvel.
В сериале также заметно влияние феминистических идей и культурного марксизма, что проявляется в образах сильных и независимых женщин, чьи реплики зачастую звучат как лозунги из социальных сетей. Вместо глубокой проработки характеров создатели более склоняются к использованию клише, чтобы угодить текущим трендам.
Кастинг и актерская игра
На фоне разочаровывающего сценарного материала актёры выглядят достаточно убедительно. Сергей Безруков хорошо вписывается в образ харизматичного юриста, хотя порой его переигрывание в сценах "духовных озарений" может вызывать недоумение. Ольга Лерман, исполняющая роль Марии Демидовой, добавляет необходимую драматургию, но её образ, к сожалению, не обладает достаточной харизINavigation, чтобы запомниться зрителям. Николай Шрайбер, напротив, успешно компенсирует недостаток своей партнерши, созидая образ эксцентричного мужа с ярким и неординарным исполнением.
Игорь Гордин, играющий Победоносцева, привносит свой театральный опыт, придавая персонажу глубину, однако проблемы сценария сильно влияют на его образ. В целом, кастинг соответствует ожидаемому уровню проекта: добротно, но без особых изысков.
Визуальная сторона и техническое исполнение
Несмотря на сюжетные огрехи, визуальная составляющая сериала заслуживает похвалы. Костюмы, декорации и операторская работа создают импозантную атмосферу, хотя и не позволяют зрителю полностью погрузиться в реалии XIX века. Сцены флешбэков сняты стильно, хотя иногда могут показаться чрезмерно вычурными. Важным минусом становится отсутствие динамики в сценах, что порой создает ощущение театральной постановки без той самой энергичности, присущей кинематографу.
Итоги и выводы
"Плевако" — это типичное произведение современного российского телевидения, балансирующее на тонкой грани между пародией и попытками создания чего-то великого. Авторы стремятся угодить всем: поклонникам исторических сюжетов, любителям экшн-приключений и тем, кто ценит необычный абсурд. Итогом становится эклектичный проект, вызывающий одновременно смех, раздражение и любопытство.
Стоит ли обращать внимание на этот сериал? Если вы готовы закрыть глаза на сценарные нестыковки и исторические неточности, то "Плевако" может стать неплохим способом развлечения. Однако рассчитывать на глубокую сюжетность и историческую пр авдивость не стоит. Этот проект скорее представляет собой аттракцион, нежели серьёзное творение, что, возможно, и является его настоящей ценностью.